Среда, Апрель 10, 2019

РОБОТОТЕХНИКА В ШКОЛЕ

Одна  из важнейших задач, стоящих перед отраслью «Образование» заключается в создании условий для вовлечения учащихся в исследовательские проекты, т.е. ребята должны  научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения.

 Создав в 2013 году творческую группу, мы подключились к программе Олега Дерипаска «Вольное Дело» и в рамках программы «Школа нового поколения»  стали работать по  реализаций различных проектов.

 Проекты, которые мы реализуем в этом направлении:

  • «Инженеры будущего»;
  • «Школа тайн и открытий»;
  • «Образовательные экспедиции»;
  •  «Школа Лидеров»;

Сегодня поделюсь опытом работы по внедрению проекта     «Инженеры будущего», который   реализуется во  внеурочной  деятельности, за счет часов школьного компонента.

Актуальность проекта заключается в возможности объединить конструирование и программирование, что способствует интегрированию преподавания информатики, математики, физики, черчения, естественных наук, английского языка с развитием инженерного мышления, через техническое творчество, а техническое творчество является мощным инструментом синтеза знаний, закладывающий прочные основы системного мышления.

 Робототехника – это область техники, связанная с разработкой и применением роботов, а так же компьютерных систем для управления ими, сенсорной обратной связи и обработки информации  

 Этапы реализации проекта:

 Первый этап: информационно – мотивационный, этап проблематизации педагогической деятельности

(январь — август 2013 года).

В рамках первого этапа изучили нормативно – правовую базу, Разработали план реализации методического сопровождения проекта и создание команды учителей. Организовали семинары, изучили образовательные запросы учащихся и родителей. Разработали  методические материалы по внедрению образовательных программ по дисциплинам, излучающихся в рамках робототехники. Организовали курсовую подготовку учителей.

Второй этап — экспериментально-внедренческий (2013 – 2019г)

На данном этапе провели мониторинг качества условий процесса и достижений учащихся, разработали рабочие программы: «Робототехника для начинающих» — курс для учащихся начальной школы, «Робототехника в школе»    для 5-9 классов.  Проводим  работу по  конкурсному отбору среди обучающихся для участия в проекте. Организовываем  соревнования различного уровня  в школе и за ее пределами. Представляем  опыт работы по внедрению робототехники на школьном, муниципальном, Краевом, Российском уровнях. Проводим диагностику мета предметных результатов – УУД учащихся, занимающихся робототехникой.

Третий этап — обобщающий (2020-2021)

Мы понимаем, что  занятия робототехникой не приведут к тому, что все дети захотят стать программистами,  инженерами, исследователями, но изучая простые механизмы, ребята учатся работать руками, они выступают в роли активных участников процесса обучения со своими собственными взглядами и представлениями об окружающем мире.

Занимаются робототехникой 250 учащихся (11%) и  120 учащихся из школ города Красноярска.

Для реализации проекта мы подготовили лаборатории: технического конструирования, робототехники и лабораторию  соревновательной робототехники.

     9 февраля 2018г. на базе нашей школы состоялось торжественное открытие технопарка, с открытием ещё двух лабораторий: прототипирования и лаборатория физики и 3d-моделирования.

В данном  мероприятии приняли участие  руководители  РУСАЛа, КраМЗа, а также наши коллеги – участники проекта «Школы нового поколения» из городов Ангарска, Братска,  Иркутска, Абакана, Дивногорска, Красноярска, школа №22. Педагоги нашей школы показали открытые уроки для гостей: Ветрова А.Ю. «Технический английский», Кушнерова Н.В. «Конструирование», Болотов А.А. «Электроника», Наумова О.В. «Экологический проект. Проектирование метеостанции».

 

Для определения достижения результатов обучающихся,   в системе проводится мониторинг, который осуществляется по двум направлениям:

  1. Мониторинг усвоения теоретической части программ.
  2. Диагностика практической  части;

  Работа идет плодотворная. Ежегодно на базе школы проходит фестиваль «IQ-роботов», в котором принимают участие команды не только нашего края: Красноярска, Железногорска, Зеленогорска, Канска, Дивногорска, но и других регионов страны: Иркутска, Ангарска, Братска, Кызыл.

Совместно с АНО «Лаборатория  по робототехнике» «Инженеры будущего» приняли участие в  нескольких грантах и выиграли, в сумме, 14 000 000 рублей за 5 лет, которые пошли на техническое оснащение технопарка:

  • «РУСАЛ» — 10 000 000 рублей на открытие технопарка;
  • краевой на развитие лаборатории по робототехнике в размере 500 000 рублей май 2018;
  • президентский — на создание инженерно-технического пространства в размере 3 500 000 рублей июнь 2018;

на участие в соревнованиях различного уровня:

  • во Всероссийском международном чемпионате по робототехнике г. Сочи (2017, 2016, 2017г.;
  • на участие во Всероссийском чемпионате по робототехнике г. Пермь (февраль 2018, 2019 в размере 250 000);
  • 2016 год международном чемпионате Испании (май, в размере 1 500 000)
  • 2016 год международном чемпионате Израиль (май,  в размере 1 300 000)
  • 2017 год международном чемпионате Китай (июнь,  в размере 1 200 000)
  • 2018 год международном чемпионате Венгрии (май, в размере 2 500 000)
  • 2018 год международном чемпионате Эстонии (июнь,  в размере 800 000)
  • 2018 год в мировом чемпионате США г. Детройт (апрель,  в размере 2 200 000).
  • получены сертификаты на приобретение оборудования в размере 40 000.
  • 2019 год выиграны поездки на чемпионат Европы в Турцию, май
  • 2019 год на мировой чемпионат в Австралию, июль

Подана заявка на Президентский грант для создания кластера «Инженерно-технологических компетенций школьников», в г.Красноярске.

Запускаем Международный проект с En+ и LEGO EDUCATION RUSSI по разработке УМК, с практическим применением робототехники по теме «Энергетика».

Проект: «Инженеры будущего»

Проект: «Кластер инженерно-технологических компетенций школьников»